пиф: от идеи до реализации

Специальная программа

Сопровождение ПИФ
Вы занимаетесь бизнесом, мы - всем остальным!

ЦБ приравнял электронную подпись к подписи на бумажном носителе. Опрошенные эксперты отмечают, что нововведение не решит главной проблемы упрощенной идентификации клиентов.

Коммерсантъ  12.05.2015

Банк России прислал Национальной лиге управляющих (НЛУ) официальное разъяснение по вопросу возможности использования электронно-цифровой подписи (ЭЦП) при взаимодействии с клиентами. 29 декабря 2014 года вступил в силу закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", где оговаривалась возможность упрощенной идентификации клиентов управляющих компаний, в том числе и методами, не требующими личного присутствия в офисе. "Однако не было однозначной трактовки существующих законов, поэтому каждая управляющая компания действовала в соответствии с позицией службы контроля",— говорит глава НЛУ Дмитрий Александров. Управляющие компании обращались с соответствующими запросами в ЦБ. Своим ответом (имеется в распоряжении "Ъ") регулятор фактически поставил точку в этом вопросе. "Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью",— говорится в пояснении Банка России.

Электронно-цифровая подпись ставится под электронным документом с теми же целями, что и обычная подпись под бумажным. Она создается с помощью криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа подписи или сохраняемого в тайне компонента ключевой пары.

Опрошенные участники рынка считают, что использование электронной подписи сильно упростит взаимодействие с существующими клиентами. "Клиенты могут ограничивать свои операции, так как в отдельных случаях (приобретение нового пая фонда и т. д.) требуется подпись, а у них нет возможности приехать в офис. Возможность сделать все удаленно повысит торговую активность клиентов",— говорит управляющий портфелем "Райффайзен Капитала" Константин Артемов.

Однако упрощение коснется только уже существующих клиентов. Как отмечает гендиректор "Альфа-Капитала" Ирина Кривошеева, возможность использования электронной подписи не снимает наиболее важного вопроса — возможности упрощенной идентификации. "По сути, электронную подпись клиент может использовать только после того, как уже один раз пришел лично в компанию и прошел личную идентификацию",— отмечает госпожа Кривошеева. Для того чтобы пройти идентификацию, клиент должен лично явиться к управляющему или агенту и заключить с ними договор. А не все компании имеют разветвленную сеть продаж в крупных городах, кроме того, в отдельных регионах у них вообще может не быть представительств или агентов.

За упрощенную идентификацию клиентов управляющие ратуют уже около двух лет. Среди основных требований — отмена необходимости личной явки новых клиентов, у которых открыт счет в каком-либо банке или есть доступ к сайту госуслуг. Как отмечает господин Артемов, упрощение идентификации позволит увеличить клиентскую базу управляющих на 10-20%. Еще более оптимистические прогнозы делает "Альфа-Капитал", ссылаясь на западный опыт. В компании ждут прироста клиентской базы за счет электронных продаж на 25-30%. "Соответствующие поправки обсуждаются в Думе, однако пока определенности в этом вопросе нет",— говорит господин Александров. Впрочем, ЦБ готов поддержать участников рынка в этом вопросе. "Банк России поддерживает необходимость упрощения процедур идентификации клиентов при совершении финансовых операций как неотъемлемого элемента развития электронного взаимодействия субъектов финансового рынка. Конкретные меры в данном направлении в настоящее время прорабатываются",— заявили "Ъ" в пресс-службе ЦБ.

Любовь Царева


12.05.2015

Темы статьи:

Управляющая компания ПИФ
Надзор ЦБ РФ
Тенденции
Законотворчество

Еще по темам: